Справочник тканей

Здесь собрана справочная информация по всевозможным тканям. Отметим, что в производстве нашей спортивной одежды используются только ткани, содержащие не менее 50% полиэстерового волокна.
Продажей тканей мы не занимаемся.

Акрил (полиакрил, polyacrylic, PAC)

Акрил — мягкое и податливое синтетическое волокно, по внешнему виду и на ощупь напоминает шерсть, достаточно дешев в производстве. Применение акриловых волокон позволяет производить элегантные имитации шерсти с рекомендацией использования в бытовой (не офисной) области. Этот материал чаще используют в Северной Америке, а в Европе его использование, в основном, ограничено производством пледов, ковриков из смешанных с полипропиленом волокон.

Положительные свойства:

— устойчив к воздействию света, кислот, слабых щелочей, органических растворителей.

Отрицательные свойства:

— не может быть окрашен с помощью некоторых современных красящих технологий; — имеет тенденцию к скатыванию в катыши (шарики); — устойчивость к истиранию значительно ниже, чем у полиамида. (Поэтому часто применяется в соединении с другими, прочными волокнами.)

Атлас — искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне. Соотношение хода утка к основе 1:5 и более, что и позволяет достичь особой гладкости ткани. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используется до сегодняшних дней для изготовления одежды, платков, галстуков, как подкладочная ткань, как материал для праздничных церковных облачений.

Байка — мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна, используется в зависимости от сорта для одежды и белья. Дорогие сорта шерстяной байки были очень популярны в период расцвета английской моды в России 40-х годов XIX века, особенно для пошива мужских пальто и спортивной одежды.

Бареж — сорт шелковой ткани, изготовленной в так называемой газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком.

Бархат — ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью, полученной введением кроме основы и утка специальной ворсовой ткани (ворсовой основы), Основой для ворса, определяющей сорт бархата, могут служить шелк, хлопок (полубархат) и шерсть. Ворсовую нить при прядении вытягивают при помощи специальных металлических прутков так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петли. Если эти петли разрезались, бархат получал название разрезного, если нет — неразрезного, или петельчатого. Название сорта бархата определяет место или технологию изготовления.

Батист — очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Настоящий батист изготавливают из отбеленных тканей в отличие от близкой по технике ткани кембрик, также известной с XIII века, сотканной из окрашенных нитей или орнаментированной в технике набойки.

Бельсет — легкая ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

Биссус — тонкая прозрачная льняная ткань в Древнем Египте, а также женская вуаль из этой ткани.

Бобрик — жесткая плотная шерстяная ткань с коротким стоячим ворсом. Используется для пошива верхней одежды. Бобрик был в моде и выпускался в большом количестве в 50-е годы XX века.

Брезент — грубая, плотная, непромокаемая ткань, пропитанная особым составом; применяется при изготовлении непромокаемой одежды.

Брокатель — легкая полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, золотыми или серебряными букетами, иногда оттененными цветными нитками. Во второй половине XVII века использовалась для весенних платьев. Изящность и интимность брокатели в XVIII веке развилась в особый стиль тканей — органди и кисеи с вышивкой металлическими нитями.

Букле — преимущественно шерстяная, тканая из буклированной нити пальтовая или костюмная ткань. Буклированная нить с узелками и петлями разной величины придает ткани характерную рельефность. Встречаются буклированные ткани из хлопчатобумажных и синтетических волокон.

Бумазея — плотная хлопчатобумажная ткань с начесом на одной стороне. Ворсованная сторона напоминает фланель.

Бурдесуа — шелковое сырье низкого качества из поврежденных коконов шелкопряда. Нити бурдесуа служили утком для тканей среднего и низкого качества.

Бязь — толстая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашенная или набивная. Появилась в России в XVI веке, использовалась для опашней, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка. В XVIII-XX вв. отбеленная бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. В торговой среде отбеленная бязь имела название «шиля». Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную — для женского и детского легкого платья. В настоящее время используется в основном как ткань для постельного белья.

«Велкро» (Velcro) — контактная тесьма-застежка, в обиходе называемая «липучкой» или «репейником».

Вельвет — хлопчатобумажная ткань в рубчик, в которой чередуются полоски с выступающим ворсом и без ворса.

Велюр — собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

Вигонь — ткань из шерсти и пуха верблюда.

Вискоза — вязкая масса, получаемая из древесной целлюлозы при обработке ее сероуглеродом и едким натром; применяется для изготовления искусственного вискозного шелка, искусственной шерсти и т.д. Вискоза — самое натуральное из всех химических волокон. В зависимости от назначения вискоза изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Вискозной ткани можно придать характер «шелка», «хлопка» или » шерсти «, изменяя блеск, тонкость и придавая извитость волокнам. Утолщенные нити могут придать вискозному полотну вид льняного.

Положительные свойства:

прекрасно пропускает воздух и поглощает влагу;
хорошие теплозащитные свойства;
придает тканям мягкость, гладкость и шелковистость.
Отрицательные свойства:

большая потеря прочности в мокром состоянии;
легкая сминаемость;
низкая износостойкость.
Вистра — искусственная шерсть, изготавливаемая из вискозы.

Виши — двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку из хлопка или смешанных волокон.

Вуаль — прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

Габа — очень плотное сукно, чаще всего белого цвета, применявшееся для верхней одежды. До XVIII века ввозилось в Европу с Востока, затем технологию изготовления габы и изделий из нее заимствовала Испания. Одной из разновидностей габы считается шерстяной или хлопчатобумажный габардин.

Габардин — шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная непромокаемая ткань саржевого переплетения со специальной пропиткой. Для нее характерен резко выраженный диагональный рубчик, образуемый очень частым переплетением основных и уточных нитей. Применяется для пошива костюмов и легких пальто.

Газ — шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из тонко скрученного хлопка, в которой две нити основы переплетаются с одной нитью утка и не уплотняются при этом. За счет пространства между нитями газ вырабатывается легким и полупрозрачным. Существует несколько сортов газа — узорчатых, гладких и даже диагонального переплетения. Газ-иллюзион — самый тонкий, практически прозрачный газ. Газ-кристалл — ткань с использованием разноцветных нитей утка и основы, с характерным только для нее радужным блеском, изобретенная в 1852 году. Газ-марабу — ткань из предварительно скрученных нитей шелка-сырца и потому имеющая золотистый цвет, но более жесткая.

Газ-рис — очень мягкая ткань из некрученых нитей шелка-сырца.

Гленчек — специальный термин для названия полушерстяной ткани в клетку, в обиходе известной как шотландка.

Гобелен — пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

Годе — клинообразная деталь, которая кроится вместе с юбкой или вшивается отдельно.

Гофре -мелкие, поставленные на ребро складки на ткани, полученные путем специальной термической обработки.

Грезет или гризет — однотонная шерстяная или шелковая ткань низкого сорта с мелким тканым цветочным рисунком, обычно серого цвета на сером фоне. Из гризета в XVIII веке шили платья, юбки, сарафаны и т.п. От названия ткани произошло слово «гризетка» — бедная девушка, живущая своим трудом и потому вынужденная ходить в дешевом платье из гризета.

Грогрон — гладкокрашенный шелк высшего качества из самых лучших коконов шелковичного червя с длинной неповрежденной нитью. Высокое качество нити позволяло добиться очень плотного скручивания пряжи и получить тонкую легкую ткань, самую дорогую из шелков, выпускавшихся в XIX веке. Название французского происхождения, первая часть слова «гро» означает шелк, вторая, как правило, место первоначального производства, например гроданвер — узкий полосатый шелк из Анвера, гродеберлен — из Берлина, гродещин — из Китая, гроденапль — из Неаполя, гродетур — из Тура, гродефлоранс — из Флоренции и т.д. Обычно в сортах худшего качества, чем грогрон, утком служили более короткие нити, называемые «трам».

Дама — двусторонняя орнаментированная шелковая, хлопчатобумажная или смешанная ткань, рисунок которой, вытканный блестящим атласным переплетением нитей, хорошо выделяется на матовом фоне полотняного переплетения. Название происходит от г. Дамаска в Сирии, где впервые во все времена средневековья начали производство дама разных сортов. Рисунок орнамента, как правило, цветочный. Дама имеет множество разновидностей.

Дама-кафар — разновидность штофа из смешанной пряжи (шелк, лен, шерсть).

Дамаскет — ткань типа дама с гирляндами цветов на атласном фоне, вытканных металлической нитью.

Дамассе — ткань типа дама с очень крупным узором.

Дамассин — белая хлопчатобумажная ткань с блестящим узором на матовом фоне.

Дамаск — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканная полотняным или копровым переплетением, иногда в комбинации с атласным. Шелковый дамаск имеет восточное происхождение; эта тяжелая густотканая материя предназначалась, прежде всего, для церковного облачения и для обивки мебели, и лишь некоторые более легкие ее виды — для одежды. Хлопчатобумажный и льняной дамаск в новое время используется для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVIII веке дамаск часто имитировал кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.

Демикотон — очень плотная двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, популярная в XIX веке. Использовалась в основном как подкладочная, реже — для одежды мелких чиновников и бедных горожан.

Деним — первоначальное название хлопчатобумажной джинсовой ткани, плотной и прочной. Ее производство было начато в конце XIX века в г. Ним во Франции. У денима окрашена только нить основы, а уточная нить — белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная — белая.

Джерси — шелковое трикотажное полотно.

Диаспер — двунитковая шелковая материя с тонкой золотой нитью, полотняного переплетения с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в середине XIX века.

Драдедам — один из самых дешевых видов сукна, шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом. В XIX веке использовался в среде бедноты как ткань для наплечных больших платков.

Драп — плотное тяжелое двойное сукно, сильно увалянное, с односторонним или двусторонним ворсом, как из чистошерстяной пряжи, так и с утком из хлопчатобумажных нитей. Тяжелые сукна из двойной основы и утка использовались только для верхней мужской и женской одежды, в частности пальто. В русском языке название «драп» относится только к двойным сукнам, а более легкие ткани называются сукнами.

Дымка — тонкая шелковая ткань, вышитая орнаментом, например букетами цветов, популярная как ткань для дорогих бальных нарядов в первой половине XIX века.

Дюшес — очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон. Казинет — хлопчатобумажная, полушерстяная или шерстяная одноцветная гладкая ткань саржевого переплетения.

Казинет из шерстяной пряжи был в России тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов.

Камка — тонкая ткань с разнообразным по композиции цветочным рисунком, как правило, шелковая, одноцветная. Отличительной особенностью ее является сочетание блестящего узора и матового фона по лицевой стороне и блестящего фона и матового узора по изнанке. Камки выпускались и двусторонними, более сложной текстуры, где изнаночная поверхность была скрыта в толщи ткани. Игра света на шелковых нитях создавала впечатление переливчатости и делала ткань похожей на парчу. В России камка известна с XVII века, но наиболее популярной как ткань для пошива верхней одежды была в XIX веке. В технике камки с прошлого века до нашего времени изготавливают также льняное полотно для постельного и столового белья. Наименование «камка» для шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей в середине века практически вышло из употребления, так как каждый из видов ее, подобно ткани дама, приобрел свое название.

Камлот — шерстяная, а с XIX века — хлопчатобумажная ткань, дорогие сорта которой ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, что позволяло добиться рыхлой, мягкой фактуры полотна. Название происходит от греческого » верблюд «. Более дешевые сорта камлота изготавливали из хлопка, причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, поэтому название ткани предполагает только темную окраску материи. Использовалась для мужской и женской верхней одежды.

Канва — прореженная ткань для вышивания шелками и шерстью.

Каразея — шерстяная ткань грубой выделки, разреженной фактуры, в русской армии использовалась для шитья солдатских мундиров.

Кармазин — тонкое сукно очень высокого качества из лучших сортов шерсти, окрашенное в ярко-красный цвет алого, багряного оттенка. Вышел из моды в начале XVIII века, использовался для пошива верхней одежды, в частности кафтанов.

Кастор — тонкое шерстяное сукно разных цветов, лучшие сорта которого изготавливали во Франции, Бельгии, Голландии в XIX веке из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Кастор использовался для пошива верхнего платья, шляп, перчаток, чулок. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс только на изнаночной стороне. Лучшим шляпным кастором считался марселет, который первоначально изготавливали в г.Марселе.

Кашемир — мягкая полушерстяная или полушерстяная камвольная ткань саржевого переплетения, окрашенная в ровные цвета или набивная. Первоначально изготавливалась в г. Кашмире в Индии. Наиболее популярным изделием из нее являются шали. В конце 80-х — начале 90-х годов XIX века являлась самой модной тканью для мужской и женской верхней одежды.

Кисея — очень тонкая редкотканая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цветная, узорчатая или с вышитым орнаментом. В первое десятилетие XIX века самой модной была белая кисея, как подражание античным традициям. По техническим и художественным качествам близка к муслину.

Клоке — натуральный или искуственный шелк либо шерстяная ткань с характерной рельефной поверхностью. Вырабатывается на жаккардовых станках, рельефность достигается применением двух основных нитей. Верхняя основа креповой крутки слабая, нижняя натянута. Эффект клоке получают и на хлопчатобумажных тканях в результате обработки на соответствующем каландре.

Коверкот — плотная шерстяная или полушерстяная ткань с диагональными полосами из двух разноцветных крученых нитей. Используется в основном для пошива мужских пальто.

Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки. Нити основы и утка довольно толстые, что отличает коленкор от подобных тканей. Коленкор выпускали одноцветным, белым или цветным, а клей или крахмал, используемые для пропитки, придавали ему глянец. При долгой носке пропитка на сгибах осыпалась. Коленкор использовался для пошива белья, цветной и более дорогой — для отделки, подкладки, церковных нужд. Коленкор служил также основой для изготовления набивных тканей — миткаля, ситца. Копировальные стежки — разновидность незатянутых прокладочных стежков. Служат для переноса линий выкройки на лицевую сторону тонких тканей, на одинаковые (парные) детали и т.п. Для прокладывания силков берется двойная нитка. Сложенная вдвое ткань прошивается крупными свободными стежками, при этом нитка не натягивается, а ложится свободно, образуя стежок в виде петли высотой 1 см. Затем слои ткани раздвигаются, нитки между деталями натягиваются и разрезаются. Разрезанные нитки — силки — остаются в ткани.

Креп — для изготовления крепа основу натягивали из очень туго скрученных нитей, а уток — из слабо скрученной пряжи, благодаря чему поверхность ткани получалась неровной, шероховатой, покрытой небольшими бугорками или морщинистой. Креп имеет много сортов, использовавшихся для пошива одежды: крепдешин, креп-жоржет, креп-марокен и т.д.

Крепдешин — китайский креп, полупрозрачный, как правило, однотонный или с цветочным рисунком, снова вошел в моду в 50-е, затем в 90-е годы XX века.

Кретон — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения из предварительно окрашенной пряжи, что позволяло получать цветные геометрические орнаменты в виде полос и клеток. Иногда клетка или полоска дополнялись орнаментом в технике набойки. Название происходит от места первоначального производства — г. Кретон в Нормандии.

Кринкл, крэш — жатые ткани. Морщины часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета, использовалась в основном для пошива сарафанов и мужских сорочек в русской крестьянской среде.

Лавабль — хорошо переносящая стирку мягкая, креповидная, струящаяся ткань с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

Лаке — способ обработки ткани, придающий специфический блеск и гладкость, как бы лакированность поверхности.

Ламе — ткань атласного переплетения из натурального или искусственного шелка, с одной стороны типа крепмарокена, с другой — блестящая. Была популярна в 30-е годы XX века. Современное ламе — блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

Лен — из стеблей растения лен добывают волокна, из которых прядут льняную пряжу для льняного полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела и особенно подходит для ношения летом и в тропических условиях.

Люстрин — шерстяная или полушерстяная с добавлением хлопка ткань с блестящей поверхностью. Глянец образовывался в результате обработки уже готовой материи. Лучшие сорта люстрина использовались для женского платья, более жесткие — для мужских пальто и пиджаков. Наиболее популярен был в середине XIX века.

Магнул — китайская шелковая материя с изображением драконов.

Маренго — меланжевая ткань с преобладанием темно-серого, часто почти черного цвета. Меланжевый эффект достигается в ходе прядения добавлением белых волокон в темную шерсть.

Маркизет — прозрачная мерсеризированная легкая ткань, изготовляемая из очень тонкой, скрученной из двух нитей пряжи дорогих сортов. Выпускается однотонной и набивной.

Матлассе — ткань из натурального или искусственного шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

Меринос — шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно однотонная, пряжу для которой изготавливали из шерсти тонкорунных овец — мериносов. Использовали для женского платья, верхней одежды и так называемых персидских и турецких шалей в XIX веке. При смешивании мериносной пряжи с шерстью других сортов или с другими волокнами получали полумеринос или новые сорта смесовых тканей.

Мерсеризация — обработка целлюлозных волокон, главным образом хлопка, высококачественной х/б ткани или пряжи крепким раствором щелочи (едким натром) с целью придать материалу шелковистый блеск, мягкость, крепость и другие качества.

Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, как правило, сероватого оттенка. При дальнейшей обработке из миткаля получали другие ткани: при отбеливании — коленкор и мадаполам, при крашении — кумач, при нанесении орнамента — ситец и т.д. Самым лучшим миткалем в XIX веке считался английский.

Муар — шелковая ткань полотняного переплетения с волнообразным отливом, полученным за счет обработки специальными валиками-каландрами, однотонная, переливающаяся. Использовалась для пошива женского платья, отделки мужской одежды, орденских лент. Лучший муар в России XIX века выпускала фабрика Н.Серебряникова в Петербурге. Муар из шелка высшего качества назывался гро-муар, муар с крупными волнами — муар-антик.

Муслин — очень тонкая легкая шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, популярная до середины XIX века. Иногда при изготовлении муслина использовалась также льняная или шелковая пряжа. Слово муслин происходит от названия г. Мосула в Ираке, где в древности находились знаменитые текстильные мануфактуры. Разновидностью муслина можно считать муслинделин — рыхлую тонкую шерстяную ткань, которая использовалась для пошива женского платья.

Нанка — грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешевых в XIX веке. Название происходит от места первоначального изготовления — г. Нанкина в Китае. Название определял и цвет ткани — один из оттенков желтого, но с середины XIX века оно распространилось и нанку других цветов.

Нансук — тонкая хлопчатобумажная ткань белого цвета полотняного переплетения. Использовалась в XIX веке для белья и мелких деталей женского туалета.

Органди — тонкая, очень прозрачная, довольно жесткая ткань из хлопка или искусственного шелка, первоначально изготавливалась в Индии. В современной моде используется для вечерних блузонов и жакетов, одеваемых поверх бюстье или топа. Особенно была популярна в 30-х годах ХХ века и выпускалась как гладкокрашенной светлых тонов, так и набивной.

Парча — тяжелая шелковая ткань с богатым узором, тканным золотой или серебряной нитью. В настоящее время парчу ткут на жаккардовых машинах, а название распространилось и на подобного типа ткани из искусственных шелковых, хлопчатобумажных и синтетических волокон. Металлическая нить люрекс имитирует золото и серебро. Парча была дорогостоящей тканью и ввозилась первоначально из Византии, Турции, Ирана, с XVI века — из Франции и Италии. Из парчи шили мужскую и женскую парадную одежду до XIX века, позднее основным заказчиком стала церковь. В ХХ веке парчу стали использовать для женских вечерних туалетов.

Пепита — ткань саржевого переплетения в мелкую, преимущественно черно-белую или коричнево-белую клетку. Та же клетка, но большей величины, носит название «гусиные лапки». Переплетение — порядок пересечения в ткани нитей утка и основы, определяющий в результате внешний вид лицевой и изнаночной сторон ткани. Существует три основных типа переплетения:
1. Полотняное, или тафтяное, при котором чередуются при выходе на поверхность ткани одна нить основы и одна нить утка по всей ширине и длине. Ткань имеет одинаковые лицевую и изнаночную стороны.
2. Саржевое, или киперное, или диагональное, при котором нить утка по отношению к нити основы в каждом последующем ряду сдвигается на один ход налево или направо. Места пересечения нитей утка и основы образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45. Если уток сдвигается вправо, получается лицевая саржа, если влево — изнаночная.
3. Атласное, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы (основной атлас), или не менее пяти нитей утка закрывают нити основы, и на поверхность выходит только одна ее нить (уточный атлас).

Петинет — тонкая кружевная ткань из шелка, хлопка или льна.

Пике — ткань из хлопчатобумажной пряжи или искусственного шелка с рельефным рисунком в продольный рубчик или наподобие сот. Рельефность достигается двойным переплетением: сильно натянутая нить нижней основы прикрепляется к верхней с изнаночной стороны только по границам рисунка. Пластичность узора увеличивается фоном из пряжи слабой крутки. В XIX веке широко использовалась как жилетная ткань.

Плащевка — плотная тонкая хлопчатобумажная или смесовая ткань, предназначенная для плащей и легкой летней одежды.

Плюш — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с более длинным ворсом, чем у бархата; использовалась в XIX веке для пошива верхнего женского платья, поддевок, в начале ХХ века в крестьянской среде на Беларуси — для пошива теплых выходных женских полупальто, так называемых плюшевок.

Полиэстер — полиэфирное волокно — самое разнообразное изо всех синтетических волокон. Полиэстер очень прочен, хорошо закрепляет форму при нагревании, благодаря чему у юбок из полиэфирной ткани хорошо держатся складки и плиссе. Полиэстер можно стирать при 40С в стиральной машине, некоторые полиэфирные волокна переносят даже 60С. При более высоком нагреве на ткани могут образоваться замятые складки, которые очень трудно удалить.

Поплин — двусторонняя одноцветная или узорчатая ткань полотняного переплетения. Дорогие сорта поплина изготавливали из высококачественной шелковой основы — органсина и шерстяного утка, дешевые — из низких сортов шелковой пряжи и хлопчатобумажного утка. Название ткани происходит от названия местечка под Авиньоном во Франции, первоначального места изготовления поплина.

Пу-де-суа — плотная шелковая ткань, с выпуклым цветочным рисунком или гладкая.

Ратин — шерстяная ткань саржевого переплетения со слегка волнистым ворсом на лицевой стороне, подвитым, как мелкий барашек. Техника придания ворсу волнистости называется ратинированием, в отличие от прессования при производстве сукна. Используется для верхней одежды.

Репс — плотная ткань из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи полотняного переплетения с мелким поперечным или продольным рубчиком на поверхности, образованным за счет разницы в толщине основы и утка. Шерстяной и хлопчатобумажный репс применялся в XIX веке для декоративных целей, шелковый — для мужской и женской одежды только в городской среде, так как был достаточно дорогим. Сатин — мерсеризированная, то есть блестящая ткань из хлопка, вытканная под атлас, различных сортов.

Ситец — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбеленной пряжи. Нити утка и основы одинаковой толщины. Орнамент наносится набойкой. Первоначально ситец изготавливался в Бенгалии (Индия), в России — с XVII века. Как ткань для модных платьев стал использоваться в XVIII веке. Ограничения в его использовании объяснялись тем, что ручная набойка трудоемкая и дорогостоящая операция, а первые печатные машины могли давать только одно-, двуцветные ткани. В 30-х годах XIX века в промышленность была внедрена первая многоцветная печатная машина — перротина, дававшая высокое качество набойки.

Сканый шелк — шелковая нить, спряденная из золотой нити с шелком.

Сукно — гладкокрашенная шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, сильно увалянная. В зависимости от используемого сырья различают грубосуконные и тонкосуконные ткани. Процесс изготовления сукна сложен и включает одиннадцать операций. Шерсть для сукна тщательно промывается и обезжиривается, затем треплется, прочесывается, прядется, ткется. Готовую ткань валяют, еще раз промывают и окрашивают. После окраски сукно ворсят и стригут, снимают состриженный так называемый мертвый волос щетками. Очищенное сукно прессуют. Любое нарушение технологии отражается на потребительских качествах, в первую очередь носкости.

Тапа — материя, изготовляемая туземцами Океании из древесной коры путем выколачивания.

Тафта — глянцевая шелковая, а позднее хлопчатобумажная ткань из очень туго скрученных нитей утка и основы полотняного переплетения, была известна на Руси с XV до конца XVII века, широко применялась для пошива мужской и женской одежды. За счет тугой закрутки пряжи тафта была достаточно жесткой, несмотря на тонкость, и при пошиве топорщилась, создавая характерные складки драпировок.

Терно — тонкая ткань из шерсти с добавкой козьего пуха саржевого переплетения из высококачественной пряжи, названная по имени владельца парижской фабрики Гийома Луи Терно, где она первоначально производилась. Терно стоила очень дорого, но тем не менее пользовалась большой популярностью в первой половине XIX века как ткань для пошива платьев.

Тик — плотная прочная дешевая ткань, льняная или хлопчатобумажная, полотняного переплетения, чаще всего полосатая, с сочетанием полос синего, красного, белого цветов. Использовалась представителями бедных слоев населения в XIX веке для пошива платья.

Тюль — ткань или прозрачное плетение из тонких ниток в виде равномерных мелких круглых ячеек. Сочетание ячеек, заполненных плетением и незаполненных, образует узор, чаще всего геометрический или растительный орнамент. Тюль был наиболее модным в эпоху ампир и использовался для пошива легких платьев-туник.

Фланель — мягкая хлопчатобумажная или шерстяная ткань с двусторонним ворсом. Шерстяная фланель используется для женских и мужских костюмов. Существует много сортов фланели, имеющих специальные названия, например, турецкий сорт — галгас.

Флер — прозрачная тонкая шелковая или шерстяная ткань.

Флоранс — легкая шелковая материя, названная по имени города Флоренция, где впервые ее стали изготавливать.

Фуляр — ткань из шелковых некрученых нитей различного переплетения, в дешевых сортах — с добавлением хлопчатобумажной пряжи. Характер обработки сырья позволял получать особенно тонкие, мягкие и легкие сорта. Фуляр выпускали как одноцветным, так и орнаментированным. Орнамент чаще всего использовался геометрический, очень популярной под влиянием В.Скотта была клетка. Использовался фуляр для изготовления шейных платков, шалей, пошива платья.

Хлопок — растительное волокно, сырье для изготовления пряжи для вязания и ткачества, известное в Индии с VII века до нашей эры. Через арабский мир хлопок попал в Палестину, Египет, Андалусию, Сицилию. До конца VIII века в Европу ввозился только в виде готовых изделий. Впервые производство хлопчатобумажных тканей в Европе было открыто в 1772 году в Англии. Хлопковое волокно получают из коробочек хлопчатника. Качество зависит от длины волокна: чем волокна длиннее, тем хлопок лучше и дороже. Известно много сортов хлопчатобумажных тканей: индийский гур, гаман, французский бомбазин, дрогет, жаконет, тонкий английский кембрик, наиболее распространены ситец, сатин, бязь, фланель и др.

Чанча — ткань из шелковых очесов.

Чесуча — суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка — тусора.

Чинц — лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.

Шарлах — название ткани и краски ярко-красного цвета. В середине века эту краску получали из насекомых, краппа (корень марены) или сандалового дерева. Ткань применяли для пошива парадной одежды светских и церковных сановников.

Шелк — натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда, сырье для изготовления пряжи для ткачества. Длина нити одного кокона — приблизительно 2 тысячи метров. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, тонкий французский гласе, индийский матабис, штоф, муслин, газ и т.д. Свойства и внешний вид шелковой ткани определяются качеством сырья, видом переплетения, способом обработки.

Шениль — тяжелая, напоминающая бархат, ткань с двусторонним ворсом.

Шотландка — обиходное название полушерстяной ткани в клетку. Официально называется гленчек.

Штоф — плотная шерстяная или шелковая ткань различных переплетений, сотканная с использованием скрученных из нескольких нитей основы и утка. Большая часть штофов была одноцветной, орнамент создавался сочетанием блестящих и матовых поверхностей крепового, репсового и других типов переплетений. Плотный штоф используется как обивочная и портьерная ткань.